понедельник, 12 сентября 2016 г.

О фамилии Анчок (Анцокъо)

    Желание узнать историю своего рода, получить как можно больше информации о своей фамилии, рано или поздно, возникает у каждого человека. Хорошо, если в этот момент рядом еще находятся старшие рода, носители информации о фамилии, которые могут многое объяснить и подсказать. Но часто, когда многое уже упущено, приходится собирать буквально по крупицам любую информацию, имеющую отношение к фамилии и роду, из доступных источников. Большая удача, что про фамилию Анчок можно найти довольно много информации. 
        В подавляющем большинстве источников XIX и начала XX века фамилия Анчок упоминается как абадзехский дворянский род. В русской летописи встречается много подтверждений, что род Анчок был одним из влиятельнейших и уважаемых в Абадзехии. Так, например, немецкий путешественник и востоковед Юлиус фон Клапорт в своих исследованиях об азиатских народностях на Кавказе, которые он проводил по поручению Российской Императорской Академии, иностранным членом которой являлся, писал: 
«У абадзехов нет никаких князей, а только старейшины и уздени, среди которых самыми уважаемыми являются Эдик, Энамок, Энчико и Джангат. У них воспитывался начальник Атажука Хамурзин, также, как и начальник Огэ Рослан-бек Мисоаост, а в настоящее время воспитываются сыновья кабардинского князя Кучука и его племянник Девлет-мурза. Абадзехи имеют также на обоих берегах Лабы хорошие пастбища, но семьи, живущие ближе к бжедугам и шапсугам, не пользуются ими. Абадзехи делятся на три главных рода, которые, однако, по образу жизни совершенно не отличаются друг от друга: Энамок - 29 родов, Энчико - 20 родов, Эджигх - 10 родов».[1]
      Русский государственный деятель и историк Петр Григорьевич Бутков, проходивший в годы присоединения Грузии к Российской империи службу на Кавказе и собравший материалы по истории этого края, указывал, что: «Черкесы, под именем Керкетов, Церцетов, известны были Скиласу, Страбону, Плинию, Помпонию Мель, Птолемею, Аммиану Марцеллину и Стефану Византийскому, точно в тех местах восточного берега Черного моря, от Анапы до крепости Гагры, где и ныне некоторые поколения Черкесские обитают, а в том числе и Абезихи, или Абазехи, разделяющиеся на три колена. Одно из оных называется Енамоково, другое Анчоково, третье Адыгово, и сие-то последнее, некогда, отпустило от себя колонию в Кабарду».[2]
«Черкесы Абазехи, или Абазихейцы в 1802 году состояли из трех колен: 1-е Енамоково, которое считало в себе 29 родов; 2-е Анчоково, имело оных 20; и 3-е Адыгово, 10». [3]
     Семен Михайлович Броневский, начинавший службу на Кавказе еще в 1790-х годах, и после перехода на гражданскую службу занимавшийся сбором материалов по истории Кавказа, так писал о абадзехах: 
«Сколько известно, абазехи народ трудолюбивый и менее прочих черкесов наклонный к буйству. Их не почитают за коренное Черкеское колено, но произошедшее от смешения абхазов и черкесов. Они не имеют владельцев, и каждый род управляется своими старшинами, из коих знатнейшие суть: Едик, Ена-Моков, Анчоков и Жангатов».[4]
     Известнейший русский путешественник и военный географ Михаил Иванович Венюков при описании абадзехов отмечал, что: 
«Старейшины между абадзехами или, лучше, почетнейшие между ними фамилии первостепенных узденей ведут свое происхождение от двух главных родов: Качмез (Кушмаз) и Водземир (Оздамир). К первому роду принадлежат фамилии Едико, Хуштоко, Еномоко, Даур, Нашко (Нешуко), ко второму Афшоко (Анчоко), Жангато (Дженгет), Башико (Бешуко), Темидоаш (Темдаши) и Безрак (Безоруко)».[5]
     Правда, бывший офицер русской армии и впоследствии кубанский краевед Н.Л. Каменев в очерке «Басейн Псекупса» дает принадлежность фамилии Анчок не к Воздемиру, а к Кушмезу: 
    «Тлекотлешами у абадзехов были следующие фамилии: от Оздемира Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза - Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз - Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш».[6]
     В 1832 году Иван Федорович Бларамберг подготовил рукопись с описанием Кавказа, в частности и с описанием абадзехов: 
«Что касается остальных черкесских племен, то в силу демократического устройства власти у них имеются лишь старейшины. Хотя у нас есть полный список наиболее уважаемых у них семейств, мы не будем приводить его здесь полностью во избежание излишних длиннот и ограничимся лишь первыми семействами каждого племени. У абадзехов - семейства: Инсшок (Inschok), Едиге (Edighe), Анчох(Antsokh), Бешон (Bechon), Чанкет (Tchanket). К абадзехам принадлежит также небольшое племя Туби».[7]
     Российский этнограф и кавказовед Леонтий Яковлевич Люлье, так же не обошел тему известных абадзехских фамилий: 
«У абадзехов дворянские фамилии в настоящее время следующие: Бешок, Инемок, Едиге, Джанкиат, Анцюок, Негиок и Даур. Хотя со временем влияние дворян и ослабело, но они сохранили преимущества, присвоенные их званию, до тех пор, пока общественный переворот не сравнял их с простолюдинами».[8] 
 
Е. Фелицын. Сборник тамг или фамильных знаков адыгов.
   Русский историк и краевед Дьячков-Тарасов, много общавшийся со стариками абадзехами, в своем очерке про абадзехов выделял, что: 
«Из абадзехских дворянских фамилий особенно славились Едыге, Бешуковы, Анчоковы, Гуте, Джянчатовы, Дауровы, Гонежуковы, Хатуковы, Бета, Неджуковы, Цей. Эти то дворянские (уорк) фамилии и стояли во главе обществ (хабль) и передавали им свои имена».[9]
     Необходимо отметить, что общество Анчокохабль считалось самостоятельной и большой абадзехской общиной и имело влияние как на другие общества абадзехов, так и на другие субэтносы адыгского народа. 
«Барон Сталь делил абадзехов на нагорных или дальних и равнинных или ближних и отметил девять следующих отдельных обществ: Tyбий, Темдаши, Дуар-Хабль. Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль или Тфишебс, Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль. Эти общества или по абадзехски «хабль» делились на общины или «псухо», независимые друг от друга, но не враждебные между собою и тесно связанные союзом или «блягага». Благодаря своему изолированному положению, абадзехи, удаленные от русских и других предшествовавших им народностей, лучше, чем другие черкесские племена, сохранили старинный уклад черкесской жизни. У них удержался в большей, чем у других горцев, неприкосновенности родовой быт и не было даже князей. Отличаясь особенною храбростью и воинственностью, они считались самым демократическим племенем, и, как таковое, имели влияние и на другие племена».[10]
«В статье г. А.-Д.Г. общества абадзехов распределены так: 1) Туба-хабль, между р.р. Белой и Псефиром; 2) Темдаши, между Белой и Курджупсом; 3) Даур-хабль, между Курджупсом и Пшехой; 4) Дженгет-хабль, по левому берегу Пшехи; 5) Тфишебс, между Пшехой и Пшишем; 6) Анчоко-хабль, на левом бер. Пшиша; 7) Бешуко-хабль; 8) Едигэ-хабль и 9) Нежуко-хабль, далее к зап. до реки Супс на границе с шапсугами».[11]
     Из «этнографического очерка черкесского народа», составленного генерального штаба полковником бароном Сталем: 
«Абазехи - самое многочисленное и воинское черкеское племя. Абазехи разделяют на нагорных (или дальних) и на равнинных (ближних) и живут сплошными аулами и хуторами, в числе девяти отдельных обществ: Туба, Темдаши, Даур-Хабль, Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль, (или Тфишебс), Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль».[12] 
«Пространство между Псекупсом и Пшишем было занято большим обществом Анчоко-хабль; оно распространяло свои права и на правый берег р. Тфишебс и было известно у русских больше под названием общества Тфишебс».[13] 
     Влиятельность Анчоковых отмечается и во многих других источниках: 
«Между тем, часть абадзехов не считали поконченным вопрос о мире с русскими. В декабре 1847 г. эти абадзехи обратились с письмом к гр. Воронцову, изъявляя полную готовность принять русское подданство. «Вместе с народом Анцокова, говорится в этом письме, собрался народ Кушмезова и Адземирова, Бушук, Мерек, Нажик и весь народ, живущий на р.р. Пшиш, Сууб и Ташави, которые согласились принести покорность и во всем вас (Воронцова) слушаться». Абадзехские дворяне просили, чтобы им, при русском владычестве, были возвращены рабы, отнятые у них народом. Народ Кушмезова и Адземирова желал переселиться в Пешиб Шичау и просил построить ему две крепости. Адземировы и Кушемезовы, надо прибавить, считались у абадзехов знатными фамилиями, но этих фамилий было всего 15 и они тонули в массе абадзехского народа, настроенного демократически».[14]
«27 января 1847 года к генералу Рашпилю явились 3 абадзехских старшины: Бекмирза и Батчерий Кальмоко, а также Магомет Зазиоко, которые от имени абадзехской дворянской фамилии Анцоковых, состоящей из 100 семейств, заявили, что, если миролюбивые предложения фамилии Анцоковых будут приняты русским военным командованием, то другие абадзехи не замедлят присоединиться к Анцоковым».[15]
     Один из первых этнографов и создателей музейного дела в Адыгее Зачерий-хаджи Брантов в своем «Абадзехском сказе» описал приезд в аул Хакуринохабль в 1872 году некоего полкового командира, присланного царской администрацией, с целью всесторонне разобраться в родовитости той или иной фамилии. В Хакуринохабль должны были съехаться все, кто считает себя султанами, князьями, узденями для подтверждения своего родовитого происхождения. Упоминается среди прочих и Осман Хаджемук Анчок, который ссылался, что давно существует Анчокохабль и в подтверждение своего звания, аналогичного дворянскому, приводил довод, что абадзехи считали их фамилию родовитой, слушались, обращались за помощью и взамен получали всяческую поддержку. 
     В том же «Абадзехском сказе», Брантов перечисляя абадзехские фамилии, представители которых отличились в сражениях и битвах, отмечает и Анчоковых.
     Видный исследователь-кавказовед Наталья Георгиевна Волкова в своих исследованиях почему-то Анчоковых относит к шапсугским старшинам, но других источников, где бы это подтверждалось, мною не обнаружено. 
«В зависимости от бесланеевских князей Кануковых и Шолоховых были северокавказские абазины башильбаевцы и баракиевцы. Кроме того, башильбаевцы признавали также власть абхазских князей Маршаниа, а баракаевцы - первостепенных шапсугских узденей Лах и Анчок, вступивших в родство с Даурами одной из влиятельных абадзехских фамилий».[16]
     Так же, как и подтверждения тому, что фамилию Анчок можно отнести к жанеевским фамилиям, как считала известный историк Екатерина Николаевна Кушева. 
«В 50-60-е годы XVI в. князем у жанеевцев был Сибок, а у бесленеевцев - Машук. Русская летопись в одном случае назвала первого Кансауковым, а второго - Кануковым, что соответствует известным позднее княжеским фамилиям: у жанеевцев - Анчоковых, а у бесленеевцев - Кануковых».[17]
«Сибок, по отчеству Кансауков, назван в русских современных источниках жаженьским, жжанским или оджанским князем, т.е. князем западноадыгского племени Жане, а Машук, по отчеству Кануков, - абеслинским, т.е. бесленеевским князем, что вполне соответствует известным и позднее у жанеевцев и бесленеевцев княжеским фамилиям Анчоковых и Кануковых».[18]
      Можно также найти в источниках, что Анчоковы относятся к одной из важнейших фамилий темиргоевцев: 
«Народонаселение темиргоевцев и егерукаевцев 4322 душ мужского пола и 3846 душ женского пола, всего обоего пола 8168 душ. Таким образом вместе с мамхирцами подчиняется Болотоковым 11,588 душ. Важнейшии фамилии суть: 1) князья Болотоко; дворяне: 2) Каноко, 3) Тлекечуко, 4) Пшиз, 5) Догужи, 6) Мамгет, 7) Куевы, 8) Бзакумуко, 9) Алхаз, 10) Дауш, 11) Четаржако, 12) Хочемизо и 13) Анчок».[19]
      А еще, Анчоковых относят к субэтнической группе абазин-тапанта и сословию агмыста ду (большой агмыста). Принадлежность к абазинам выводится из источника, где упоминается: 
«Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазинских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех».[20]
      В той же самой книге на стр. 116 можно прочитать, что «дворянские фамилии у абазех - Инемуква, Эдыге, Даур (здесь они уже абазехи - прим. мое), Джангята, Амфок (Анчок - прим. мое) и Берзеки; немногие из членов их пользуются достатком, который стараются дополнить грабежом в русских пределах, часто и у соотечественников своих». 
      А вот в сборнике «Абхазия и абхазы в российской периодике» составленном Р. Х. Агуажба и Т. А. Ачужба со ссылкой на статью «Горские племена, живущие за Кубанью» из газеты «Кавказ» (№94, 1850 год) дается такой текст: 
«Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазехских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех». 
      В 2006 году в городе Черкесске была издана книга С.Х. Ионовой «Абазинские фамилии и имена». В частности, среди общих фамилий абхазо-абазинского происхождения, автор упоминает фамильное имя Анчоковых - Анфоковых (Ачба), которые, судя по полевым материалам абазинских этнологов, являются потомками абхазского рода Ачба. 
      У Ионовой дальше встречаем: «Анцокъомэ ядэхьап1» - «Анчоковых место захода». 
«Анцокъомэ ядэхьап1» - местность, расположенная северо-восточнее аула Джамбечий Республики Адыгея. 
Анцокъу - фамилия, - имя; я - прилагательный аффикс; дэхьан - заходить, проходить; п1э - место; спуск, место прохода Анчоковых».[21] 
      Отрадно также, что и абхазы считают фамилию Анчок своей: 
«Фамилии у абхазов: Анчок, Анчокеа (есть у абазин и у абадзехов)».[22]
      Считается, что абхазские фамилии Акыртаа, Анчок, Аридба, Аринба, Барас, Блабба, Данарчоу, Жгенти, Заарум-Ипа, Звамбая (Звамба), Кати, Лакербая (Лакрба), Лях, Маан, Марганиа (Маргания), Мканба, Цанба, Цыжба (Цыжвба), Шиокум и Эшба относились к нетитулованным, т.е. низшим, дворянским.   
       В антропониме Анцокъомэ имеем абх.-абаз. анчва//нчва «бог, боги - матери». Анцва́ (абх. Анц?а, абаз. Анчва) - у абхазов и абазин верховное божество, творец природы и людей. 
       Можно предположить, что слово Анчоко состоит: первая часть абх. Анцуа «Бог», а окончание фамилии - къуэ (- сын) адыгское, т.е. «сын Бога» (Божий сын) и фамилия Анчок является адыго-абхазского происхождения. 
       В итоге мы имеем, что Анчоковы - жанеевская княжеская фамилия; абазинский аристократический род; абхазское низшее дворянство; абадзехские знатные старшины, первостепенные уздени; абадзехские и темиргоевские дворяне и шапсугские уздени. 
       Устами одного известного персонажа: «Друг мой, для низшего дворянства (эх, абхазы подкачали, и это при таком-то корне слова!!!) это слишком много, а для князя, или «сына Бога», - слишком мало». 
       Если рассматривать места проживания Анчоковых, то они естественным образом менялись по независящим от них обстоятельствам. С продвижением царской армии и обустройством военных линий и казачьих станиц, абадзехи вытеснялись из родных мест. Благодаря рапортам и запискам царских генералов, можно проследить несколько районов, которые в разные годы могли быть местом жительства Анчоковых: 
«Августа 16 (1825 года - прим. моё) за рекою Шаугашею во время следования отряда вверх левым берегом ее в перестрелках с абадзехами, которые заседали в лесистых балках, горах и с высот пушечною пальбою своею старались остановить отряд, но были всегда опрокидываемы и рассеяны. При сем истреблен один аул беглых Нагайцев Брода Бакзев на берегу реки Шагуаша и один аул Абадзехского старшины Анчока у ручья, называемаго Нижний Каралле».[23]
«В последних числах декабря истекшего 1851 года когда старшины верхних Абадзехских обществ были в Прочном-Окопе, для переговоров о покорности нам, Мухаммед Эмин, находившийся на р. Псекупс, как значится в военном журнале правого фланга по 16-января сего года, прибыл к нижним Абадзехам в общества Анчоко-Хабль и Тсюшепс, которые прежде еще выдали ему из среды себя муртазеков, а по прибытии его к ним возобновили присягу ему Чтобы вновь поколебать возрастающее влияние Мухаммед Эмина на всех Абадзехов, я по воле командующего войсками на Кавказской Линии и в Черномории, решился как можно поспешнее стать с войсками между ними, дабы тем, устрашив верхних, еще колеблющихся в пользу Эмина, наказать нижних, изъявивших уже ему присягою свою верность. В этих видах мне следовало явиться в верховья р. Пшиша, при впадении в оную р. Пшекоца, в центр враждебных нам Тсюшепцев и Анчокохабльцев».[24]

Карта Стрельбицкого.
«Приказ кн. Воронцова по Отдельному Кавказскому корпусу, от 15 февраля 1852 г., № 29. 
Для наказания некоторых закубанских племен, принявших сторону Мухаммед-Эмина, по распоряжению моему, произведено было, в исходе января, общее наступательное движение со стороны береговой линии, Черномории и правого фланга Кавказской линии. Со стороны правого фланга отряд, сосредоточенный у укр. Белореченского, в составе 6 батальонов пехоты, 20 сотен казаков, одной сотни милиции, при 12 орудиях, под командой ген.-м. Евдокимова, 23 января, пройдя по трудной дороге, занесенной недавно выпавшим снегом и прегражденной сильными завалами в несколько рядов, появился в самой середине непокорных обществ Тсюшепс и Анчоко-хабль, на уроч. Кошхо. Между тем как главные силы отряда стягивались на позицию, 17 сотен казаков, под командой полк. Ягодина, быстро вынеслись вперед, охватили находившееся на р. Пшекоце неприятельское население и, предав пламени четыре аула со всеми запасами жителей, возвратились к пехоте. Вслед за тем инженер-подполк. Иванов, с сводным батальоном Ставропольского полка, поддержанным обходным движением шести сотен казаков Кубанской бригады, спустившись в крутой, лесистый овраг, выбил оттуда неприятеля и истребил три аула по р. Пшишу. Несмотря на многочисленность скопища, собравшегося по тревоге, все попытки горцев к сопротивлению остались безуспешны. Войска наши выдержали стойко упорный бой, продолжавшийся целый день, и, переночевав на позиции, на другой день возвратились к укр. Белореченскому. Неприятель, лишившись более 20 человек из влиятельных людей и до 200 человек убитыми и ранеными, упал духом и не решился даже преследовать наш отряд. Наша потеря состоит из: убитых: обер-офицер 1, нижних чинов 10; раненых: обер-офицеров 3, нижних чинов 49. Дав войскам отдых, ген.-м. Евдокимов предпринял 26 января вторичное движение на р. Пшиш, имея в виду обзор окрестной местности и рассчитывая тем усилить еще более обнаружившийся ропот неудовольствия абадзехов против Мухаммед-Эмина за разорения, ими понесенные 23 января. При этом движении приобретено обстоятельное знакомство со страной для будущих предприятий наших. Неприятель нигде не показывался и войска возвратились на другой день на линию». [25]
«Более существенных результатов достигли войска 3-го июня (1962 года-прим. мое). В то время, как одна колонна, двигаясь по Курджипсу вверх, истребила три больших аула в 300 дворов, при серьезном сопротивлении их защитников, другая с генералом Тихоцким, в составе пяти батальонов, в том числе гомборского стрелкового, двух дивизионов драгун и трех сотен казаков при двух орудиях, выступив из лагеря в 4 часа по полудни, двинулась вниз по Курджипсу к аулам Тляустана и Анцчокова, служившим сборными пунктами неприятельских скопищ. В тот же день, в 4 часа полудни, Тихоцкий, с 5-ю батальонами, двумя дивизионами драгун и 3-мя сотнями казаков, при 2-хъ орудиях, двинулся вниз по Курджипсу к месту главного сбора неприятеля у аулов Тляустана и Анцчокова, с целью уничтожить их и обрекогносцировать дорогу по правому берегу этой реки».[26]
     Офицер русской армии Иван Дроздов пишет о результатах этого похода, что «последнее движение в курджипское ущелье увенчалось желаемыми последствиями: горцы далеко отодвинулись от Майкопа. Поражение нанесенное им, на некоторое время сдержало их воинственные порывы; а мы, между тем, успели приготовиться к серьезной экспедиции в низовья реки Пшехи в долине которой жило население, доселе еще нетронутое. Оно считало невозможным появление здесь русских и предсказывало нам беду. Призваны были к оружию все, способные владеть им. Мулы проповедовали по аулам непримиримую ненависть к русским. Готовился отпор ожесточенный, произносились клятвы - умереть всем до единого, и по трупам пропустить русских к родным аулам. Но, сила солому ломит, - и одной безумной отваги было мало, чтоб остановить движение наших отрядов. Только Черное море, на берегах которого разыгралась кавказская трагедия, могло положить грань неудержимому стремлению войск, рассеявших далеко, далеко одно из воинственнейших племен земного шара».[26-а] 
     Александр Николаевич Дьячков-Тарасов в 1901 году направленный Кавказским отделом Русского географического общества в абадзехские аулы для производства историко-географического исследования бывшей Абадзехии, посетил аулы Ассоколай, Понежукай, Габукай, Бжедугхабль, Темиргоевский, Уляп, Хатажукай, Пшизов, Хакуринохабль и Мамхег. География Абадзехии и топография аулов, давно исчезнувших с лица земли, были им достаточно выяснены с помощью местных стариков-абадзехов. 
Карта населенных пунктов Черкесии XIX века
составленная Хамедом Хасановым.
«Пространство между Псекупсом и Пшишем было занято большим обществом Анчоко-хабль; оно распространяло свои права и на правый берег р. Тфишебс и было известно у русских больше под названием общества Тфишебс. По р. Пчасу были аулы Бешуковых и Гуте (близ нынешней станицы Бакинской). Верховья р. Марте были заняты Анчоковыми; близ станицы Имеретинской был Нашемуко-хабль; близ него были Калмуко-хабль, и Батыр-хабль. Между р. Цице и Пшишем был Гонежуко-хабль. По Пшишу жили также Цей, Анчоковы и общество Махачимо-хабль. Верховья Пшехи заселял Джянчат-хабль, большое общество, занимавшее земли по р.Курджипс, где сливалось с обществом Даур-хабль, очень многолюдным. Эти два общества были, по словам стариков-абадзехов, под сильным влиянием общества Темдаши. Даур-хабль и Темдаши были расположены по Курджипсу. По этой же речке были аулы Шагуче-хабль, Хажджако-хабль, Ту-хабль (выше станицы Нижегородской)».[27]
      После приезда царя в укрепление Хамкеты осенью 1861 года и встречи с абадзехскими старшинами,  Анчоковы, как и весь адыгский народ, оказались перед тяжелым выбором, необходимостью покинуть родные места или продолжать бороться за свою независимость. 
     Официальный историк Кавказской войны А.П. Берже пишет об этом времени следующее: 
«Наступление наших войск, предпринятое с целью окончательного покорения Западного Кавказа, сопровождалось, как было уже сказано, требованием безусловной покорности, которая выражалась согласием горцев выселиться из гор на плоскость в указанные правительством места и подчиниться во всем русской администрации. Не желавшим исполнить это требование, предоставлялась свобода выселения в Турцию, на собственный счет и страх». 
     То, что далее произошло с абадзехами, можно проследить по документам, которые приведены ниже: 
«1863 год. сентябрь, 5. - Предписание наказного атамана Кубанского казачьего войска Сумарокова-Эльстона начальнику Бжедухского округа об оказании содействия 1300 семействам абадзехов, изъявивших желание переселиться на «указанные места». 
Абадзехского племени старшины с речек: Хуары, Егебий, Илиг, Вуоноват, Суп и Дагой принесли от имени 1300 семейств покорность нашему правительству с обязательством переселиться на имеющиеся быть им указанные места. Предписываю Вашему высокоблагородию озаботиться указанием мест, для чего 8-го сентября старшины будут собраны в Григорьевском, считаю необходимым добавить, что главная задача Ваша должна быть обращена на выбор удобных мест для аулов ближе к Кубани, неотлагательное переселение с семействами, имуществом и скотом, допустив перевоз хлеба и сена постепенно, сверх того, в случае абадзехи эти имели бы родственников между бжедухами, то дозволить таковым из них, но не иначе как с согласия и ответственности обществ, поселять в аулах бжедухов и объявить абадзехам, что правами и преимуществами, данными горцам, изъявившим покорность, и они могут пользоваться, но, однако же, не иначе, как исполнив наши требования на указанные им места с семействами. Настоящую копию предписания походная канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска, по приказанию его сиятельства, препровождает в штаб Джегубского отряда для приобщения к делу, заведенному по этому предмету. Походный адъютант сотник Пентюхов».[28]
      Вероятно, благодаря этому предписанию несколько семей Анчоковых смогли оказаться в ближайшем от исторической Абадзехии бжедугском ауле Ассоколай. 
      Остальным было дозволено в течении нескольких месяцев определиться с местом проживания. 
«1863 г., сентябрь. - Свидетельство, выданное Евдокимовым старшине общества южных абадзехов Анчокохабль Эфенди Бижеву, о том, что обществу разрешается выходить в Бжедуховский округ» до 10 марта 1864 г. и затем переселиться в Турцию или за Кубань. 
Дано сие старшине общества нижних абадзехов Анчокохабль Гасан-Эфенди Бижеву в том, что этому обществу разрешается выходить в Бжедухский округ, где и оставаться по 10-е число будущего марта месяца; после же истечения этого срока общество обязано отправиться для переселения в Турцию, выйдя для посадки на пароходы или к устью Джубгы, или к другому какому-нибудь пункту морского прибрежья по выбору общества. Тем семействам этого общества, которые по истечении указанного срока пожелают остаться на постоянном жительстве в наших пределах, укажутся места в определенной в крае для поселения туземцев полосе земли на Кубани. В продолжении этого временного проживательства Анчокохабльцев в Бжедуховском округе, старшина Гасан-Эфенди Бижев обязан составить подробные посемейные списки всего общества с отметкою в них как тех семейств, которые пойдут на переселение в Турцию, так и тех, которые останутся у нас; и этот список вместе с задаточными деньгами, причитающимися за перевоз на судах в Турцию с каждой души, кроме детей до 4-х летнего возраста, представить к наказному атаману Кубанского казачьего войска свиты его величеству генерал-майору графу Сумарокову-Эльстону, который с своей стороны сим обязуется дать обществу открытый лист на свободный проход к избранному обществом пункту морского прибрежья для отплытия от этого пункта в Турцию и тотчас же сообщить об этом в Керчь купцу Фон-Штейну, взявшему на себя перевозку всех выходящих в Турцию туземцев. Кроме указанных задаточных денег, за каждую душу, перевезенную Фон-Штейном, правительством уплатится по два рубля с души. Затем недостающиеся деньги до условленной с каждой души платы за перевозку должны будут выплачиваться обществом во время посадки на суда для отплытия в Турцию».[29]
        Как ранее говорилось, условия для принятия русского подданства заключались в окончательном очищении занимаемой земли, в покорности Российскому государю, послушании и повиновении русскому начальству. 
«1863 г., октября 6. - Условия о принятии русского подданства жителями Верхней Абадзехии. 
Весь Верхне-Абадзехский народ, живущий в горах между хребтом Хотх, новою русскою дорогою по Пшишу, границею с шапсугами и стоками Псекупса приносит покорность Российскому государю на нижеследующих условиях: 
1). До 1-го февраля будущего 1864 г., т. е. 4 месяца без семи дней, дозволить ему остаться на жительстве в горах между новою русской дорогою по Пшишу и истоками Псекупса и хребтом Хотх до границы с шапсугами. 
2). 1-го февраля народ обязывается окончательно очистить занимаемую им землю и перейти туда, где будет указано русским начальством. 
3). Желающим остаться в подданстве Российского государя отводится земля для постоянного жительства в потомственное владение, тем же, кто пожелает переселиться в Турцию, временно, после 1-го февраля, не далее, как на 2 1/2 месяца, т. е. по 16 апреля. 
4). Народ абадзехский обязывается жить в полном послушании и повиновении русскому начальству; ответствовать за всякий разбой и воровство и выдавать преступников. 
5). Обязывается выдать и выдавать впредь немедленно всех пленных и беглых, взятых или бежавших с земли, подвластной русскому государю. 
6). Обязывается не допускать в среду народа людей, враждебных русскому государству, а если появятся, то выдавать их начальству. 
7). Обязываются не препятствовать войскам и отрядам производить движения в обитаемом абадзехами пространстве, а также работам дорог, просек и постройкам станиц и укреплений. 
8). Для наблюдения за точным исполнением всего вышепрописанного принять начальника, т. е. Наиба, Российским правительством назначенного, из среды же своих старшин назначить по одному в каждой фамилии ему в помощь. Содержать при Наибе нужное число муртазаков на счет народа. 
9). Никто из абадзехов не должен переходить границ временно указанной им земли с оружием и без билета. Всякий встречный без него и с оружием признается врагом и начальство поступает с ним как с военнопленным. 
10). Абадзехи, временно в пространстве этих рек остающиеся пользуются теми же правами, которые предоставлены другим мусульманским племенам в подданстве Российского государя находящимся, и сверх того по переселении на указанное место пользуются правом выезда на жительство в Турцию на один год.
11). В удостоверение ненарушимости условий принять присягу всем народным старшинам с тем, что в случае нарушения оной подписавшие сей акт лишаются права на переселение в Турцию, а также свободы жительства среди народа и ссылаются на жительство в Россию, народ же лишается права на поселение в предназначаемой для горцев полосе и должен будет селиться на землях по правую сторону Кубани. Подлинное подписал генерал-адъютант граф Евдокимов».[30]
     Итогом всех этих мероприятий стало очищение Абадзехской земли от всех абадзехов. 
Рисунок художника Аурелия. Племя черкесов покидает свои
горы, направляясь в Турцию.
«С наступлением срока абадзехам дана была семидневная отсрочка для сбора имущества: по прошествии этих семи дней они должны были двинуться массой, с семействами, или в отведенные им низовые земли, или к указанным портам Черного моря. Затем 8 февраля в абадзехские земли двинуты единовременно три отряда, с приказанием жечь аулы и гнать отсталых. Пшехинский отряд очистил страну между Пшишем и рекой Марте; джубский - от Марте до Псекупса; даховский - верховья Пшиша. Абадзехское племя разделилось почти на две равные части: одна часть потянулась к низовьям Белой для поселения; другая - к Тамани для отплытия морем в Турцию; несколько тысяч ушло к туркам через вольные горские земли. Не последовавшие за массой народа должны были подвергнуться участи военнопленных».[31]
«Отчет гр. Евдокимова о военных действиях в Кубанской области в период времени с 1-го июля 1863 года по 1-е июля 1864 года. 
С наступлением срока переселения всех Абадзех, временно оставленных на жительстве между Пшишем и Псекупсом, им послано было приказание, чтобы они начали выселяться безотлагательно, причем на сбор имущества и вывоз его из аулов определен был семидневный срок. Во исполнение сего, 8-го февраля Пшехский отряд, переправившись на левую сторону Пшиша, двинулся на р. Марте несколькими колоннами и, исходив все пространство между этою рекой и Пшишем в разных направлениях, выселил всех нижних Абадзех живших на этом пространстве. Одновременно с этими действиями Пшехского отряда первая колонна Джубского отряда переправилась на правую сторону Псекупса и с той же целью, как и Пшехский отряд, направившись к р. Марте и действуя в связи с Пшехским отрядом, по 16-е число обошла все пространство между этою рекою и Псекупсом, выселив из него нижних Абадзехов. Туземцы, сдвигаемые отрядами с своих мест жительства, смотря по желанию, или водворялись в наших пределах в указанной для поселения их полосе земли, или выходили к разным пунктам морского прибрежья, для отправления оттуда в Турцию».[32]
«1863 г. октября 9. - Рапорт командующего войсками Кубанской области Евдокимова командующему Кавказской армией о принятии абадзехами условий, выдвинутых администрацией, и о военном нажиме. 
В половине минувшего сентября месяца я доносил Вашему императорскому высочеству в военном журнале о настоятельной просьбе абадзехского народа касательно принятия ими покорности государю императору. По возвращении в г. Ставрополь, я тотчас же отправил к абадзехам для подписания тех условий, на которых принимал их покорность, но до настоящего времени эти условия не были подписываемы вследствие интриг убыхов, которые видя в абадзехах стену, укрывавшую их от наших ударов, подстрекали этот народ к противодействию как силою убеждений, так и разными обольстительными надеждами на скорое прибытие помощи из Турции. Получив донесения от начальников Пшехского и Даховского отрядов об исполнении ими той части общей программы предприятий сего года, которою предполагалось очистить к 1-му октября от туземцев горную полосу земли, заключающуюся между Белою и Пшишем, я предписал обоим этим отрядам сосредоточиться 30-го сентября или 1-го октября на уроч. Хадыжи, где и ожидать моего приезда. Прибыв поздно вечером 1-го октября к двум названным отрядам, я остался все 2 число на уроч. Хадыжи, послал известить абадзех о своем приезде и предложить им поторопиться с окончательным решением, принимаемым ими обязательств. Между тем, чтобы действовать положительным образом на скорейший исход абадзехских дел, я выступил 3-го числа с 17 1/2 батальонами, 4 эскадронами драгун, 4 сотнями казаков и туземною милициею при 16 орудиях вверх по р. Пшише и, сделав переход в 20 вер. расположился лагерем на левом берегу этой реки, на уроч. Мельгошипа в 14 верстах от перевала в долину р. Туапсе, находящегося на границе абадзехов с шапсугами. На другой же день почетнейшие старшины от нижних абадзех, живущих между реками Пшиш и Псекупс на юг до хребта Хотх, явились в лагерь и, подписав предложенные мною прилагаемые условия, присягнули на ненарушимость этих условий впредь до переселения одной части в Турцию и до выхода другой на указанные места в полосе земли, высочайше предназначенной для наделения покоряющихся туземцев Западного Кавказа. Ввиду развиваемых отрядами действий к перевалу в Туапсе большая часть и верхних абадзех, населяющих горное пространство между вершинами Пшиша и истоками Псекупса, границею с шапсугами и хребтом Хотх, пришли в тот же день (4 сентября) в лагерь с просьбою о дозволении присоединиться к нижним абадзехам. И действительно, окончив между собою совещания, прибыли 6-го числа в лагерь и, подписав прилагаемые условия покорности, также присягнули в ненарушимости тех же условий и на тот же срок, что и нижние. Затем около 500 семейств одной из абадзехских фамилий, живущих в едва доступных трущобах под гребнем Главного хребта и в вершинах Пшихи, вводили в условия покорности оставление их на местах жительства до весны будущего года, в чем я им положительно отказал. Донося Вашему императорскому высочеству о вышеизложенном, присовокупляю, что пространство, на котором оставляются абадзехи до 1-го февраля будущего 1864 года, далеко не представляют уже тех трудностей, какие пройдены войсками до настоящего времени, окруженные со всех сторон отрядами абадзехи лишены уже средств к существованию, вследствие чего и умиротворение северного склона Западного Кавказа может считаться делом решенным окончательно. Ввиду этих фактов только что основанная кордонная линия по Пшишу обращается во временную, так как с переменою наступления, с северного склона гор на Южный оказывается необходимым изменить наши оборонительные линии, вытягивая их параллельно Главному хребту, о чем я и представляю вслед за сим особые подробные соображения».[33]
«1864 г. марта 4,- Отношение генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича военному министру о завершении заселения предгорной зоны и об успешных действиях Даховского и Джубгского отрядов. 
Надпись на документе 
Собственною его величества рукою написано: «Слава богу». 
Подписал генерал-адьютант Милютин. 
14 марта. «Прошу Ваше превосходительство доложить его императорскому величеству, что задача, возложенная на Кавказскую армию высочайше утвержденным положением о заселении предгорий Западной части Кавказского хребта, исполнена. Все пространство северного склона к западу от р. Лабы и южный склон от устьев Кубани до бывшего укр. Вельяминовского очищены от неприязненного нам населения. Племя больших шапаров, за исключением той части его, которая переселена на Кубань, удалилось в Турцию. Абадзехи, сжатые казачьими станицами и отрезанные от гор отрядами наших войск, поставлены были в невозможность отказаться от исполнения наших требований, в течение прошедшего февраля они оставили свои аулы и все до последнего с семействами и со всем имуществом перешли на указанные места - одни для водворения на прикубанской равнине, другие для переселения в Турцию. Во второй половине февраля войска Даховского и Джубгского отрядов под личным начальством генерал-адъютанта графа Евдокимова двинулись от верховьев Пшиша и Псекупса через Главный Кавказский хребет в долину Туапсе. Невзирая на все трудности, какие представляет теперь перевал, покрытый еще не тронувшимися массами снега, колонны наши 23-го февраля достигли устья Туапсе и заняли бывшее укрепление Вельяминовское, с потерею 2-х убитых и 3-х раненых. Все племена от Туапсе до р. Псозуапсе безусловно покорились. Все очищенное пространство как северного, так и южного склона хребта, с наступлением весны будет занято казачьими станицами, места для которых уже большею частью избраны».[34]
      Финальным аккордом покорения Западного Кавказа стало выселение подавляющей массы адыгского народа в Османскую империю. Официальный российский историк А.П. Берже, так характеризовал процесс выселения народов Кавказа: 
«Выселение горцев, заселявших Кавказ, представляет одно из замечательных исторических событий нашего времени, хотя до сих пор оно не разъяснено и не описано так подробно, как бы следовало. Полумиллионное население из многих племен, разного корня, со своеобразными этнографическими особенностями, с самобытным строем внутренней и общественной жизни, покинуло родные горы, в которых пережило длинный ряд веков и рассеялось по разным провинциям европейской и азиатской Турции, где частью погибло от трудностей переселения и других условий жизни, частью смешалось с разнородными племенами на местах нового водворения и с течением времени неизбежно должно утратить свои исторические предания и характеристические особенности». [35]
       Анчоковых постигла участь многих адыгских семей и родов, выжившие в страшной войне оказались рассеяны волею судеб по всему миру. На территории Адыгеи несколько оставшихся семей Анчоковых проживали в аулах Ассоколай, Тлюстенхабль, Джиджихабль, Уляп, Хакуринохабль, Хачемзий, Джамбечий и Адамий. В последних двух аулах представители фамилии оказались после выселения в 1890 году почти всех жителей Бгуашехабля, где они раньше проживали, в Турцию. 
       Примечательно, что и в Османской империи представители фамилии Анчок оставались влиятельными людьми. 
        Ахмед-бей Анчок был лидером черкесов, воевавших с друзами в Сирии: 
Бедри Ариф (Анцокъуэ Хьэриф) - офицер Сиррийской
Армии черкесского происхождения, потомок эмигрантов
1859-1864 гг.
Фото из книги Р. Трахо "Черкесы"
«В это же время произошли столкновения между черкесами и друзами, которые послужили причиной к новой войне. 19 ноября 1895 г. трехтысячное друзское войско, разделившись на две части, направилось к Мансуре: одна часть должна была атаковать черкесов; другая – бедуинское племя фадыль, которое выступило на стороне черкесов. Общая численность бедуинских и черкесских отрядов составило 2000 человек. Их возглавил Ахмед-бей Анчок. С приближением друзов, объединенное черкесско-бедуинское войско двинулось им навстречу и вступило в бой. В разгар сражения погиб Ахмед-бей Анчок и черкесско-бедуинские отряды стали отступать, но в этот момент прибыл и атаковал друзов черкесский полицейский эскадрон (120 чел.) во главе с майором Мирза-беем. Следом прибыл и также атаковал друзов османский кавалерийский отряд из Бейрута. Не выдержав неожиданного натиска свежих сил, друзы бежали, оставив на поле боя 400 тел убитых воинов. Объединенные войска понесли следующие потери: 27 черкесов, 50 бедуинов и 7 жандармов убитыми». [36]
        Самым известным представителем фамилии, несомненно, был Ахмет Анзавур Анчок.
       Он окончил высшее кавалерийское училище в Стамбуле. Службу проходил в жандармских войсках и в звании майора вышел в отставку. В 1908 году принимал участие в создании «Черкесского общества единения и взаимопомощи». В 1914 году в период Первой мировой войны по рекомендации лидеров «Черкесского общества единения и взаимопомощи» был включен в состав специального османского соединения и направлен на Кавказский фронт. 
Ахмет Анзавур Анчок - военный деятель
Османской империи из рода Анцокъо.
Ахмет Анзавур Анчок был сторонником турецкого султана, выступал против партии «Единение и прогресс»; одним из первых во главе отряда из черкесских добровольцев выступил против сил Национальной армии. Когда в некоторых черкесских кругах, главным образом принадлежавших к бывшей старо-турецкой придворной бюрократии, возникла идея образования некоего черкесского автономного государства под покровительством Антанты, Анчок совместно с халифатской армией «порядка» поднял против националистов во главе с Мустафой Кемалем черкесов. Ему удалось захватить большую территорию вокруг Мраморного моря. В награду от турецкого султана Ахмет Анзавур Анчок получает титул паши. Под руководством греков, в занятой ими Смирне, устраивается черкесский национальный съезд, на котором принимается решение создать в Западной Анатолии под покровительством Греции черкесскую республику. 
«Всеобщее воззвание Черкесской нации к великим державам и цивилизованному обществу. 
Мы, нижеподписавшиеся полномочные Представители черкесского населения, находящегося сегодня под греческой военной оккупацией Западной Анатолии, в частности Балыкесира, Бандырмы, Эрдена, Генана, Биги, Кирмасти, Михалыча, Бурсы, Инегеля, Енишехира, Айдына, Манисы, Измира, Эскишехира, Кютахии, Афон-Карахисара, а также Измита, Адапазары, Хендека, Дюздже, Болу и их окрестностей, и учредители утвержденного греческим правительством «Общества обеспечения прав ближневосточных черкесов», основываясь на принятом и провозглашенном в результате мировой войны великими державами принципа наций и своих очевидных национальных правах, собрались на конгресс в Измире и заявляем о том, что черкесы обращаются за защитой к взявшим на себя обязательство добиться от побежденных держав признания прав национальных меньшинств великим державам Антанты и их союзникам, в особенности к высокому правительству Греции, и просят о реализации своих национальных требований. 
Численность проживающих сегодня в Анатолии черкесов составляет приблизительно 2 миллиона человек. Черкесы всегда бережно хранили свои национальные традиции: язык, обычаи, духовный мир и культуру; ибо, как установлено исследованиями английских, французских, немецких, русских и греческих историков, черкесы, являющиеся «прародителями кавказской расы», были активным элементом всех зафиксированных древней историей Востока и Греции цивилизаций и принадлежит к избранной семье белой «арийской» расы, которая создала современную высокую цивилизацию. Общеизвестно, что после падения арабского правления черкесы создали включавшее в себя всю Аравию, Северную Африку и Сирию государство со столицей в Каире, которое просуществовало около трех веков. А на своей национальной родине - Кавказе, где они жили республиканским строем, они, увидев угрозу для своей административной и политической независимости со стороны русских захватчиков, под руководством и командованием покойного шейха Шамиля, на протяжении двадцати лет беспрерывно, доблестно сражались против оснащенной всевозможными военными средствами Российской империи. Поскольку ввиду подавляющего превосходства русских эта борьба вышеупомянутого покойного Шамиля, к сожалению, осталась безрезультатной, 2 из 3 миллионов проживавших на Северном и Западном Кавказе черкесов, обоснованно подозревая царские власти в ассимиляторских намерениях, (и следуя выраженному тогда Высокой Портой покровительственному приглашению), постепенно переселились в Турцию; оставшийся на Северном Кавказе 1 миллион черкесов, увеличившись в числе, достигли к сегодняшнему дню, согласно официальной российской статистике 3 миллиона человек. Исходя из этого расчета, количество переселившихся в Турцию черкесов должно было к настоящему времени утроиться и составить 6 миллионов человек, однако, к сожалению, сегодня не превышает 2 миллионов. Что касается причин этого, то совершенно очевидно, что черкесы недосчитались 4 миллиона человек вследствие того, что они стали жертвами бедствий и лишений, проистекавших из не подлежащего отрицанию дурного управления османских властей. Между тем, после провозглашения тридцать лет назад конституционного режима действия политически незрелых и одержимых туркистскими и туранистскими идеями турецких руководителей, которые невиданным в истории образом стали проводить порочную политику устрашения и отуречивания других османских народов, лишили жизненной национальной безопасности все нетурецкие группы, пробудив и в черкесах вызванные исключительно стремлением к самозащите чувств недовольства и отчуждения. В результате черкесы во имя избавления от этой непрекращающейся тирании были вынуждены заняться определением собственной национальной цели, а поскольку националисты открыто начали уничтожать черкесскую нацию - то и оказанием им вооруженного противодействия. По этой причине черкесы навсегда потеряли тысячи своих дорогих сыновей. Их имущество и скот были разграблены, а села - сожжены. Говоря коротко, черкесы понесли невосполнимые и страшные материальные потери, но тем не менее проявили и продолжают по сей день проявлять в этой борьбе непоколебимую решительность и стойкость. Нельзя отрицать того факта, что черкесы принимали участие в мировой войне в качестве командиров, так и рядовых. Однако на деле их участие, в отличие от других народов, было не столько добровольным, сколько вынужденным и обусловленным законами. Хотя после перемирия незначительная часть черкесов, в силу тяжкого заблуждения примкнула к анатолийским революционерам и предприняла активные шаги, в какой-то степени, способствовавшие утверждению господства Мустафы Кемаля, по происшествии короткого времени, увидев воочию антигуманные действия и порочную политику кемалистов, они также в раскаянии вернулись в русло черкесских устремлений. Несмотря на сохранение особой духовной привязанности черкесского населения к институту халифата, в условиях, когда Порта объединилась с кемалистами и даже не считают нужным скрывать своего полного пренебрежения к проявившим столько самопожертвования черкесам, последние, приняв справедливое и естественное решение, сочли отвечающим их жизненным национальным интересам соединяться с греческой армией, обещающей им избавление и делом подтвердившей это в оккупационных районах. (Нет сомнений в том, что точно так же албанцы и благородные западные народы ранее в силу аналогичных мотивов и опасений отделились от турок и объединились с иностранными освободителями). После этого, на протяжении полутора лет борьбы черкесы сослужили достойную упоминания и похвалы службу, сумев спасти тысячи невинных людей из числа как мусульман, так и немусульман, от резни националистов. Высокое греческое правительство, в соответствии с его всемирно известными цивилизованными и гуманными качествам, проявило о черкесских переселенцах и беженцах такую же, возможно, и большую заботу, чем об армянских и даже греческих переселенцах, обеспечив их средствами к осуществлению и благополучно расселив их. Заслуживает особенно благодарного и признательного упоминания то обстоятельство, что высокое греческое правительство со дня своего вступления в Анатолию демонстрирует исключительно благосклонное доверительное и покровительственное отношение к черкесскому населению, проживающему на находящейся в зоне военной оккупации территории, и к лицам, просящим убежища из-за насилий и притеснений кемалистов, и к нашим соплеменникам, взятым в плен в сражениях. Поэтому мы хотели бы твердо надеяться и верить, что это благородное и искреннее обещание проистекает из убеждения в том, что анатолийские черкесы являются обладающей цивилизованными качествами и заслуживающей освобождения нацией, и что совпадающие жизненные интересы анатолийских греков и черкесов и их политические права в равной мере подлежат защите и опеке. 
Целью данного подробного изложения является: 
а) Показать наше национальное лицо; 
б) Заявить, что в Анатолии проживает достойная внимания цивилизованных народов черкесская нация; 
в) Выразить желание ближневосточных черкесов отныне освободиться от пагубного правления турок и обрести условия для жизни в качестве элемента мира и спокойствия под покровительством Греции (поскольку цивилизованный мир не может отрицать той истины, что Османское государство докатилось до своего краха из-за трехсотлетнего непрерывного плохого управления, не проявив способности к созданию современного цивилизованного строя и превратившись как внутри страны, так и вне ее – то есть для Ближнего Востока и, следовательно, для Европы – в фактор хаоса и войны, пришедшие ему на смену в результате провозглашения конституции крайние туркисты, способствовали крушению османизма, проводят гибельную политику, упорно не признавая на пространстве Анатолии права на жизнь ни за одним народом, кроме турок). 
На этом основании наш конгресс просит о признании и поддержке великими державами Антанты и их союзников наших нижеприведенных национальных требований и имеет честь представить их Вашим высокопревосходительствам, с нетерпением ожидая реальных результатов: 
1) Распространить и на черкесов все положения провозглашенных на международном уровне, зафиксированных в недавно подписанных мирных договорах и, предположительно, подлежащих применению также и при грядущем решении ближневосточных проблем статей, направленных на обеспечение политических прав и интересов национальных меньшинств. 
2) Исходя из стремления черкесов к объединению судеб на основе равноправия с анатолийскими греками, с которыми они находятся во всех отношениях в одинаковом положении, имеют совпадающие интересы и поддерживают тесные связи, ввести черкесскую нацию под реальное покровительство цивилизованного греческого правительства, на которое оно твердо возлагает надежды на свое развитие и прогресс. 
3) Гарантировать возмещение турецким правительством, которое подпишет мирный договор, всех убытков и потерь, понесенных черкесской нацией в результате этого противостояния, в которое она вступила в первую очередь из-за халифа и Порты, а во вторую - ради национально жизненных интересов. 
4) Обеспечить приглашение на мирную конференцию ее высшим советом наших полномочных представителей, которые в случае возникновения противодействия нашим перечисленным выше национальным требованиям будут представлять убедительные доводы и разъяснения и осуществлять необходимую защиту. 
Исходя из этого, наш конгресс заявляет, что ожидает цивилизованной поддержки в вопросе признания вышеизложенных требований, во-первых, от великих держав Антанты, во-вторых, от высокого греческого государства, и в-третьих, от цивилизованного человечества и поручает в дальнейшем «Обществу обеспечения прав ближневосточных черкесов», являющемуся избранной из числа участников конгресса постоянно действующей комиссией и официально признанному недавно греческим правительством следующее: создать политические и общественные органы, служащие воплощению в жизнь национальных чаяний, разработать и подготовить принципы для обеспечения развития и прогресса черкесов в соответствии с их национальными, религиозными и культурными традициями и потребностями; войти в контакт с правительством и высшим советом и в случае надобности направлять своих полномочных представителей; а также выступать с политическими инициативами, составлять и подписывать необходимые документы, отслеживать и вести дела, от которых зависит реализация национальных прав. 
На этом конгрессе завершает работу, свидетельствуя свое глубочайшее почтение. Минеллах эт-тевфик. - «Аллах в помощь». 24 октября 1337 года - 11 октября 1921 года. 
Делегат от Адапазары: Баг Талустан бей 
Делегат от Измита: Чуле Ибрахим бей 
Делегат от Измита: Чув Кязым-бей 
Делегат от Хендека: Баг Осман-бей 
Делегат от Дюздже: Маан Али-бей 
Делегат от Дюздже: Хамте Ахмед-бей 
Делегат от Кандыры и Карасу: Маан Ширин-бей 
Делегат от Яловы и Карамюрселя: Анчок Якуб-бей 
Делегат от Биледжика: Баг Рыфат-бей 
Делегат от Эскишехира: Баг Кямиль-бей 
Делегат от Гейве: Чуле Арслан-бей 
Делегат от Бурсы: Харун Решид-эфенди 
Делегат от Биги: Анчок Иса Нури-бей 
Делегат от Генана: Лампез Якуб-эфенди 
Делегат от Генана: Схакомит Хафыз Саид-эфенди 
Делегат от Эрдека: Шхапли Хасан-бей 
Делегат от Бандырмы: Нечоку Хасан-бей 
Делегат от Бандырмы: Брау Саид-бей 
Делегат от Бандырмы: Берзег Тахир-бей 
Делегат от Балыкесира: Бжедуг Саид-бей 
Делегат от Манисы: Пшеву Решид-бей 
Делегат от Айдына: Квадже Хюсейин-бей 
Делегат от Кютахьи: Ачофит Сами-бей» [37] 
       Можно заметить, что и среди делегатов данного конгресса присутствуют представители фамилии, Анчок Якуб-бей и Анчок Иса Нури-бей. 
      Однако, среди более демократических анатолийских черкесских кругов затея с образованием черкесской государственности не встретила сочувствия.        
     Анатолийские черкесы, так же, как и турецкие крестьяне, оказались на стороне национального движения. Причиной этому могло послужить то, что черкесы возлагали большие надежды на смену политического строя в России. Советы имели имидж заступника всех национальных меньшинств, а в 1918 г. была создана Горская Республика, в которую вошли все северокавказские территории. Такие лидеры черкесской диаспоры, как Бекир Сами-бей (Кундух), и Реуф-бей (Ченч) прилагали усилия к тому, чтобы Турция признала Горскую Республику и образовала с ней конфедерацию. В любом случае, черкесы желали возвращения на родину, а идея государства в Анатолии показалась им неэтичной. 
     Националисты же, воспользовавшись расколом среди черкесов, бросили на борьбу с Анчоком части черкеса Этхема и регулярные отряды, сыгравшие весьма важную роль в борьбе с греками. Как показали дальнейшие события, черкесы, поддерживавшие Мустафу Кемаля, допустили грубейшую политическую ошибку. В отношении черкесов правительством была занята позиция крайней подозрительности и недоверия. Победившая партия очень скоро приняла идеологию пантюркизма и выступила душительницей как свобод личности, так и прав национальных меньшинств, в первую очередь, черкесов и курдов. 
     Таким образом, черкесский по сути мятеж, грозивший самому существованию иттихадистского режима, был подавлен усилиями других черкесов. Идеологический раскол внутри черкесской общины привел к крушению всех надежд на образование самостоятельного государства. 
Анчок Хаджебеч - (1846-1921) - деятель культуры
 и просвещения, философ и богослов. 
     Сохранились послания Ахмеда Анзавура за октябрь 1919 года; содержание их является лучшей иллюстрацией политического раскола: 
«Нашему дорогому сыну Кара Хасану… 
Когда мы с тобой принимали участие в осаде Сиваш Тепе, мы заметили, что многие черкесы пренебрегают совершением пятничной молитвы. Вот до чего дошли потомки Сулеймана… Скажи, пожалуйста, кто такие эти проклятые младотурки, которые лишили нас Каабы, которые заставили мусульманских сынов погибать на берегах Дарданелл, в горах Кавказа, пустынях Аравии и Йемена, на полях Румынии и которые выдали желтые билеты ста тысячам мусульманских женщин и девушек в Константинополе? Кто они такие, спрашиваю я тебя, если не гнусные франкмасоны. Среди черкесов имеется несколько иттихадистов: берегись и не слушай тех лживых сообщений, которые они могут тебе сделать».       
        Старая черкесская элита сошла с исторической арены одновременно с гибелью османского халифата, а сам Ахмет Анзавур Анчок был приговорен революционным судом к смертной казни. Погиб он 15 апреля 1921 года, попав в засаду, устроенную албанскими повстанцами.   
       Апрель 1921 года стал концом жизненного пути двух самых известных представителей фамилии: Ахмета Анзавура Анчока и Хаджибеча Шаханчериевича Анчока (см. http://abadzeh.livejournal.com/641.html), скончавшегося в Краснодарской тюрьме. Советская власть, на которую так надеялись противники Ахмета Анзавура среди черкесов, как на возможного помощника в процессе возвращения на историческую родину, выступила, в данном случае, преследователем адыгского просветителя и богослова. 
     Где бы не прошла и не закончилась жизнь: у Ахмета Анзавура в Турции; а у Хаджибеча в непосредственной близости от исторической родины, в Ассоколае, оба ярчайших личностей посвятили себя служению адыгскому народу и устоям религии. 
______________________________________
1. Извлечение из Путешествия г-на Клапрота к горам Кавказским. Вестник Европы, часть 64. № 13, стр. 239, 1812 год. 
2. Петр Бутков. «Оборона летописи русской, Нестеровой, от навета скептиков». 1840 г., стр. 332 
3. Вестник Европы. «О имени козак». Петр Бутков. стр. 202, 1 сентябрь 1822 год. 
4. Семен Броневский. «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», часть 2, стр. 64, 1823 г. 
5. М. Венюков. «Путешествия по окраинам Русской Азии и записки о них. Очерк пространства между Кубанью и Белой». Стр. 502, 1868 год. 
6. «Кубанские войсковые ведомости». № 27. 15 июля 1867 года, стр. 107. 
7. Иван Федорович Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Часть I. Черкесы. 
8. Л.Я. Люлье. О Натухажцах, Шапсугах и Абадзехах. Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. Книжка IV. стр.233. Тифлис, 1857 г. 
9. Дьячков-Тарасов. «Абадзехи». Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. Книжка XXII. стр.7-8. Тифлис, 1903 г. 
10. Ф.А. Щербина. История Кубанского Казачьего Войска. Т. 2, стр. 9 
11. М. Венюков. Путешествия по окраинам Русской Азии и записки о них. Очерк пространства между Кубанью и Белой. Стр. 501. 1868 год. 
12. Леонтович. «Адаты кавказских горцев». Извлечение из «этнографического очерка черкеского народа», составленного генерального штаба полковником бароном Сталем в 1849 г. стр. 160. 1882 г. 
13. Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Книжка 22. Вып. 4. 1903 г. Дьячков-Тарасов. «Абадзехи». Стр. 7-8 
14. Ф.А. Щербина. История Кубанского Казачьяго Войска. Т. 2. Стр. 573 
15. Ученые записки. Том. XI. 1970 г. 
16. Н. Г. Волкова. «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. 
17. Е. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией, вторая половина XVI - 30-е годы XVII века. 1963 г. Стр. 150 
18. Там же. Стр. 205. 
19. Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник. Т. 21. Стр. 85. 1900 20. Дзидзария. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века. М. Наука. Стр. 112. 1976. 
21. Меретуков К. Х. Адыгейский топонимический словарь. 
22. Инал-Ипа. Антропонимия абхазов. Стр. 293. 
23. Записки Алексея Петровича Ермолова. С приложениями. Т.2. Стр. 419. 
24. Журнал ген.-м. Евдокимова о военных происшествиях, случившихся на правом фланге Кавказской Линии с 16-го по 30-е января 1852 года. 
25. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. X. С. 617 - 618. 
26. А.Л. Богуславский. История Апшеронскаго полка, 1700-1892, Том 2, стр. 346. 
26-а. Дроздов И. Последняя борьба с горцами на западной Кавказе. Кавказский сборник. Т. 2, 1877. 
27. Записки Кавказского отдела Русского географического общества, Книжка 22. Вып. 4. 1902 г. Дьячков-Тарасов. «Абадзехи», стр. 7-8. 
28. Госархив Краснодарского края, ф. 327, арх. № 8, св. 1, л. 24-25. 
29. Госархив Краснодарского края, ф. 327, арх. № 8, св. 1, л. 63-64. 
30. ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 134, л. 1-2. 
31. Р. А. Фадеев. 60 лет Кавказской войны. Письма с Кавказа. Записки о кавказских делах. М. ГПИБ. 2007 
32. ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1190, л. 1-25. 
33. ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 134, л. 3-4. 
34. ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1114, л. 3, 4. 
35. А.П. Берже. Выселение горцев с Кавказа//Русская старина, №1, 1882. 
36. А.В. Кушхабиев. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: «Эль-Фа», 2007. 
37. Г.В. Чочиев. Северокавказские (черкесские) организации в Турции (1908-1923 гг.). Владикавказ, 2009. С. 180-185.

Комментариев нет:

Отправить комментарий